«Герой нашего времени» на современной сцене. | |
«Герой нашего времени» на сцене. Постмодернистский эксперимент связан при постановке «Героя нашего времени» не с лермонтовским текстом, а с пьесой Н. Садур «Зовите Печориным…». Спекталь поставлен в театре им. Пушкина (г. Москва), реж. М. Мокеевым, премьера 1999 года, в настоящее время снят с репертуара. Если за точку отсчета принять лермонтовский текст, то спектакль вызывает явное неприятие: «Спектакль «Зовите Печориным», поставленный в Театре имени Пушкина, вызывает яростное желание воскликнуть: «Руки прочь от классики!» (Злобина А. Урод нашего времени // Московские новости, №38, 5 октября 1999, http://www.smotr.ru/pressa/rec/pushkin.htm).Рефлексия Печорина акцентируется В. Долгачевым в спектакле «От первого лица» (премьера 2012) Нового Московского драматического театра. «Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс!..» — дружно поет хор персонажей спектакля, элегантные мужчины и красивые женщины в одинаково изысканных костюмах, с одинаковым оптимизмом на одинаково приятных лицах... «Водяное общество», будто повинуясь невидимому дирижеру, бодро и старательно выводит слова неофициального русского гимна, глядя прямо в зрительный зал. ‹…› Повествование ведется именно «от первого лица», и герой имеет право ускорять и замедлять ход своего рассказа, прерывать его, обращаться с авансцены к публике, менять декорации, «листая» конструкции, как страницы дневника. Но с первой минуты понятно, что он обречен на изоляцию — и катастрофически не свободен. Руки так и останутся за спиной, как у арестанта. Невероятное напряжение не отпустит ни на мгновение. Потому что в нашем времени — именно в нашем, сегодняшнем, — человек мыслящий, рефлексирующий, наделенный силой, умом и (боже упаси!) талантом, — не встроится в «хор», не впишется в схему.» (Смирнова Л. Кто герой нашего времени? // Планета Красота. № 9 – 10. 2012. http://newteatr.ru/press/kto-geroi-nashego-vremeni/). В целом, «Герой нашего времени» меньше связан с экспериментальностью в трактовке героя и произведения, чем другие лермонтовские тексты. Вполне классические постановки Государственного пушкинского театрального центра в СПб. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Бэла». «Максим Максимыч») (премьера 2008, инсценировка и постановка Елены Черной. (http://peterburg2.ru/events/14912.html). До 2005 года спектакль «Герой нашего времени» шел в Театре Белорусский вокзал. Идет в Ставропольском академическом театре драмы им. М. Ю. Лермонтова. Поставлен студенческим курсом в Школе-студии МХАТ. 3 октября 2013 года в Челябинском Драматическом молодежном театре прошла премьера спектакля «Письма Печорину». «Для постановки в театр были привезены национальные кавказские инструменты, а актерам пришлось учить чеченский и арабский языки. ‹…›Ощущения современности происходящего на сцене добивался автор пьесы, челябинский драматург, поэт Константин Рубинский. Как бы говоря об уникальности произведения Лермонтова, при чтении которого нет ощущения, что оно написано несколько веков назад. Такого же мнения придерживается и режиссер-постановщик спектакля Никита Кудрявцев». (Елена Рогозина, Станислав Артишевский Новости. http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=852643&date=17-09-2013).
В преддверии юбилея Театральным событием, посвященным 200-летию Лермонтова, вероятно, станет спектакль Александринского театра в Санкт-Петербурге, в котором будут использованы и реконструированы мотивы спектакля В. Мейерхольда 1917 года. (http://lenta.ru/news/2013/08/31/masquerade). 29 ноября 2013 года состоится премьера Лермонтовского «Маскарада» в Государственном пушкинском театральном центре в СПб (Постановка Владимира Рецептера) Юбилею Лермонтова в 2014 году будет посвящен и пензенский фестиваль «Маскерад», к которому хозяева фестиваля, Пензенский областной драматический театр им. А.В. Луначарского, готовят премьеру «Вадима». (http://www.penzateatr.ru/press/default/view/id/297 Литература: Скирдова А. «Демон» М. Ю. Лермонтова и А. Г. Рубинштейна: диалог двух великих художников // Музыкальная жизнь. 2011. №2.
|
|
Назад в раздел