Поэмы Лермонтова на современной сцене. | |
Поэмы Лермонтова на сцене. Поэмы Лермонтова чаще оказываются на сценах театров для детей и юношества. Вероятно, в данном случае режиссеры руководствуются принципом «школьная классика на сцене». Именно такой подход послужил толчком для Екатеринбургского ТЮЗА в обращении к «Песне про купца Калашникова» (реж. О. Гетце, премьера 2012): «Лермонтовская поэма входит в обязательную для изучения школьную программу, и тюзовцам-скоморохам предстояло показать и доказать, какое же классное именно это «классное чтение». (газ. «Вечерний Екатеринбург», http://www.uraltuz.ru/performance/?id=40). Демон идет в Рязанском областном театре кукол. (Е. Оленина, 2012). Спектакль-эксперимент с участием кукол и актеров. Сложно его считать адекватным переложением поэмы для сценического представления: «Спектакль, поставленный москвичкой Еленой Олениной, получился атмосферным и очень трагическим. Сходящая с ума Тамара, мечущаяся между добром и злом, маниакально влюбленный Демон — все это удалось успешно реализовать именно на малой сцене театра». («Эксперимент с «Демоном», 1 декабря 2012, Рязанские новости, http://www.rzn.info/news/2012/12/1/eksperiment-s-demonom-v-ryazanskom-teatre-kukol-postavili-spektakl-po-poeme-lermontova.html). «Такое впечатление, что Елена Оленина хотела сделать спектакль, понятный сегодняшним подросткам – потенциальным читателям «Демона». Может быть, именно поэтому кукла героя чем-то напоминает Человека-паука, а белые невидящие глаза и куклы, и масок Демона – страшных героев комиксов и компьютерных игр. Но вряд ли такой подход может дать столько пищи для размышлений, сколько дал бы более противоречивый, сложный образ (например, созданный Врубелем).». (Коренева Е. О зле и добре: Люди и куклы в вечной истории // Рязанские ведомости, № 227 (4278) от 05 декабря 2012, http://rv.ryazan.ru/news/2012/12/05/17170.html Фото из спектакля: http://mediaryazan.ru/articles/detail/157405.html «Мцыри» и «Демон». Материал мистериальной и свободоборческой поэм позволяет режиссерам искать решения и экспериментировать в самых разных направлениях: от классически-оперного и хореографического до кукольного спектаклей. Обе поэмы в разное время (2006 – премьера «Демона» (Д. Крымов) и в 2011 – «Мцыри» (Режиссер и хореограф - постановщик Константин Мишин)) были поставлены на сцене Театра «Школа Драматического Искусства» (Москва). Оба спектакля были удостоены разного рода театральных премий: Дмитрию Крымову присуждена премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура сезона». В 2008 году спектакль удостоен номинации на национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент»; Спектакль «Мцыри» получил на 28-ом международном фестивале в городе Липецке премию за лучшую театральную интерпретацию, за лучшую мужскую роль на Международном фестивале «Белая Вежа» в 2013 году награжден Константин Мишин за роль Мцыри поверженного. В спектаклях театра «Школа драматического искусства» искусство слова заменено движением, музыкой и элементами восточных единоборств. Спектакли зрелищные и динамичные, однако связаны не столько с лермонтовскими произведениями, сколько с режиссерскими ощущениями от лермонтовских текстов. В «Мцыри» героя танцуют три разных актера, передавая разные его состояния: Мцыри поверженный (К. Мишин), Мцыри, окрыленный надеждой (Е. Поляков), Мцыри борьбы (Г. Фетисов). «Режиссер не ставит для себя задачу познакомить зрителя с содержанием поэмы. Более того, некоторые ключевые сцены он и вовсе оставляет за бортом. Для него, вдохновленного философией поэтического текста, важнее другое - порассуждать на вечные темы, волнующие человека.» (Данилова Е. «Мцыри» на троих» // Областная газета Заря. 12.09.2013 (http://www.zarya.by/event/message/view/11575). «Лермонтова «убили» красиво: под бой барабанов и африканские песнопения» (Алейникова Н. // Брестский курьер. 08.09.2013 (http://www.bk-brest.by/ru/199/culture/6437/). Не менее резко оценивает критика и спектакль «Демон»: «Единоборство Гоголя с демоном и горящие черновики «Мертвых душ». Лев Толстой в сказочной пеньковой бороде, уходящий из дому. И явные приметы 1950-х: лай Белки и Стрелки в небесах, бумажный снег в московском дворе, мокрый снежный шар… А из него, как из ватного «конверта», глядит младенец-Снегурочка. Поверх снежного шара, надо лбом, — серая ушанка советского стройбата. Во рту — соска-кляп.» (ДьяковаЕ. Мертвая петля падшего ангела // Новая газета. Культура / Выпуск № 83 от 02 Ноября 2006 г. (http://www.novayagazeta.ru/arts/29281.html). Видео: http://vk.com/videos-28459858?z=video-28459858_161172735%2Fclub28459858 В ХХ веке «Демон» редко звучал на российских подмостках. Зато первое десятилетие ХХI века обнаружило живой интерес к опере Рубинштейна.вместе с тем, оперные театры исключили из своих репертуаров эту оперу в ее «чистом варианте». Эксперимент пошел по пути соединения драматического режиссера и драматического решения на оперной сцене. Таким путем пошли почти одновременно Петербургский и Московский театры. В Москве Новая опера им. Е.В. Колобова прибегла к помощи М. Ефремова в качестве оперного режиссера в 1999 году (в репертуаре - до 2010 года). Театральные рецензенты затрудняются с определением жанра получившегося спектакля: «С легкой руки Михаила Ефремова классическая русская опера превратилась в триллер». «В результате вместе со сценографом Виктором Герасименко Ефремов создал элегантную и лаконичную композицию, немного напоминающую бродвейское шоу». (http://www.novayaopera.ru/?repertoire=the_demon#). Видео: http://www.youtube.com/watch?v=1ZPyyuZQzbE Эксперимент с героем и жанром продолжил Геннадий Тростянецкий в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. (Премьера 2008, идет до настоящего времени). «Демон в спектакле Тростянецкого оказался не риторическим и даже не романтическим героем в мизантропском лермонтовском ключе, а персонажем триллера с бледным лицом вампира, жаждущего приникнуть к запретному и вкусить «плод» - красоту Тамары»., Гучмазова Л. Наш ответ Заратустре// Итоги. 24 июня 2008 (http://stanmus.ru/press/147). «Самая неотразимая режиссерская находка — труп князя Синодала, уже изрядно измятый его безутешной невестой Тамарой, вдруг встает и неспешной походкой отправляется к заднику сцены — видимо, в рай. Рифмой к этому смелому эпизоду оказывается в финале труп Тамары в руках Демона, остервенело мотающего его из стороны в сторону. Ощущение крайней неловкости возникает даже не из-за некрофильских режиссерских затей, а из-за неаккуратной и грубой работы, которая здесь особенно бросается в глаза. (Бирюкова Е. «Демон» в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко // http://belcanto.ru/08061628-1.html.http://kudago.com/msk/event/spektakl-demon-rubinshtejna-v-teatre-im-stanislavs/ http://www.youtube.com/watch?v=HBJeMcW33FI В 2003 году был поставлен «Демон» Л.Додиным в Мариинском театре. «Временами создавалось парадоксальное ощущение, что два больших художника Гергиев и Додин не усилили, а буквально нейтрализовали друг друга или их обоих нейтрализовал «Демон» Рубинштейна». (Шпаковская (Номан) М. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР: ПАРИЖ — ЛИССАБОН — ПЕТЕРБУРГ // Петербургский театральный журнал. №3. 2003. http://ptj.spb.ru/archive/33/music-theatre-33/mariinskij-teatr-parizh-lissabon-peterburg/ Выделяется на фоне всех экспериментов спектакль, прошедший под открытым небом во дворе Капеллы в Санкт-Петербурге 17 июля 2012 г. в рамках фестиваля «Опера – всем». (В. Высоцкий) Видео: http://www.iskusstvo.tv/live/rec/Opera-vsem-Demon-capella.html «Демон» за рубежом Рижский оперный театр, Латвийская национальная опера, 2004, Андрейс Жагарс. Идет в настоящее время. Видео: http://www.opera.lv/ru/postanovki/arhiv/opera/demon#video
|
|
Назад в раздел