ГЛАВНАЯ
Проект выполняется при финансовой поддержке РГНФ (№12-34-10210)
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Современные постановки «Маскарада».

Наиболее востребованным театрами в XXI веке оказался лермонтовский «Маскарад». Однако зачастую современный зритель лишен возможности увидеть интересный классический спектакль.

На переосмыслении образа лермонтовского героя основан спектакль Т. Чхеидзе, поставленный на сцене БДТ в 2003 году. Арбенин здесь не разочаровавшийся в жизни герой, а старый человек, для которого Нина – последняя любовь в его жизни. Совершенно не по-лермонтовски он падает с сердечным приступом, подсыпав яд в мороженое для Нины (на 44-й минуте спектакля). Вероятно, режиссер таким образом хотел подчеркнуть трагичность героя (http://www.spektakli-online.ru/maskarad-bdt-2006-g.html).

Художественные приемы постмодернизма с ассоциативной связью с первоосновой, со смещением акцентов серьезное / смешное, с гиперболизацией образов, хаосом и игрой изменяют привычное классическое произведение до неузнаваемости. Спектакль может быть воспринят как оригинальная и экспериментальная работа режиссера, но имеет слишком отдаленную связь с литературной первоосновой. Наиболее показательна в этом плане постановка Римаса Туминаса, которая прошла в Малом драматическом театре г. Вильнюса в 1997 году и была вторично поставлена в Вахтанговском театре в 2010 году.  Постановка спорна не только из-за весьма ассоциативной связи с оригиналом, но и из-за подхода к образу романтического героя. Теряется его трагичность. Арбенин не разочаровавшийся во всем мире герой, для которого ни карточная игра, ни страсти человеческие, ни игры в обществе не представляют тайны. Единственная ценность, которая держит его в жизни – чистота и любовь Нины. В постановках Арбенин становится «шулером» и «игроком», что звучит и в отзывах на спектакль.

«‹…›как современен сегодня Арбенин, который у Лермонтова – карточный шулер, аферист, который завязывает с криминальным прошлым и пробивается в свет, где его признают и принимают…   ‹…› многие ‹…› веселые внесюжетные интермедии вроде выныривающей из Невы огромной рыбы или долгих, изнурительных попыток игроков утопить в реке своего, возможно, менее удачливого соперника – это даже не предыстория, это – ну как рисунки на зимнем стекле, которые мороз рисует, конечно, безо всякого сюжета и вне какой бы то ни было логики…»  (Заславский Г. Неполное соответствие: «Маскарад» в Театре имени Евгения Вахтангова // Новая газета. 25 января. 2010. (http://www.smotr.ru/2009/2009_vaht_maskarad.htm).

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=icWs-kOSZAg

Постмодернистское прочтение русской классики зачастую связано не только с экспериментальностью постановки, но и с обедненным, схематичным прочтением текста произведения.

 Второй яркий постмодернистский эксперимент – спектакль Коляда-театра в Екатеринбурге. Уже в описании спектакля на сайте театра звучит пренебрежение к классике: «Как и в предыдущих постановках классических текстов, «Коляда-Театр» пытается найти новый театральный язык, стереть позолоту с «зацелованных до смерти» авторов» (http://www.kolyada-theatre.ru/ru/maskarad). Критика прозвучала более резко и однозначно-неприемлемо: «Маскарад» Коляды - это комедия характера, но не героя, а - неумелого драматурга. ‹…›Светский раут у баронессы режиссер превращает в массовый заплыв в пенной ванне. Режиссер заставляет героев тогдашнего времени расплатиться за свой мачизм - пародией на мужской стриптиз с раздиранием одежд». (Ксения Дубичева (Екатеринбург) Коляда разрушил миф о «Маскараде» // Российская газета, 19.03.2012 http://www.rg.ru/2012/03/19/reg-urfo/maskarad.html

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=QMw-TXTMVbQ

http://www.youtube.com/watch?v=7wtWdTxci3Q&feature=plcp&context=C402732eVDvjVQa1PpcFOHeb9sL5u41hLUl71HV2eNbxknFEjGjJM=

Экспериментален и спектакль «Маскарад Маскарад» Михаила Угарова, поставленный им в московском Театре.doc.  «‹…›внимательный свидетель этого «диалога» с классикой обязательно отметит: при всем почтении к хрестоматийному тексту современный автор от него камня на камне не оставил.». (Новости культуры от 4.03.2013, http://tvkultura.ru/article/show/article_id/79484). 

На фоне постмодернистских экспериментов и изысков не может не радовать внимательное прочтение лермонтовских текстов и обращение к классическим театральным традициям. таков спектакль Новосибирского драматического театра «Красный факел». Режиссер Тимофей Кулябин попытался понять трагическую фигуру лермонтовского героя и неоднозначность его передал в двух спектаклях: «В репертуаре «Красного факела» есть целых два «Маскарада». ‹…› Образ человека с темным прошлым, разочарованного, разбитого и уставшего, знающего всю изнанку жизни режиссер увидел в Александре Балуеве и Игоре Белозерове. ‹…›  Каждый из них вносит в эту историю разные смыслы». (http://red-torch.ru/performance/?142).

 «‹…› у режиссера Тимофея Кулябина есть замечательное свойство - не ломая классика «под концепцию», внятно рассказывать зрителю написанную давным-давно историю, не менее внятно и четко. «Маскарад» — эффектный, зрелищный, наполненный романтическими страстями спектакль. Приступая к работе над ним, Тимофей Кулябин говорил: «Мне кажется, что именно романтизм и будет востребован. Захочется увидеть не пошлость и узнаваемость, а что-то очень красивое...»  (Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь» № 54, от 27 марта 2010). Спектакль высоко оценен и за пределами региона (Елена Вольгуст, «Петербургский театральный журнал» № 1 [59], 2010). « (http://red-torch.ru/theatre/media/?1075)

    Видео фрагмента спектакля: http://www.youtube.com/watch?v=THgjQmR2x_k

            «Маскарад» Амурского областного театра драмы (премьера 2008 года, реж. С. Болдырев (Иркутск) удостоен премии  Губернатора Амурской области в сфере литературы и искусства за 2008 год. В игре Р. Сахова (Арбенин)  - «идеальное совпадение артиста и героя по летам–он не юн, но и не достиг той черты мужской зрелости, за которой наступает «третий возраст». Есть уже опытность, нет еще старости. ‹…› Финал пьесы известен. Финал спектакля, безусловно, трагичен. Но трагичен так, что нам, людям  21-го века со всем его прагматизмом, невозможно не понять возвышающую силу этой драмы на наши души. (Дьякова Н. Блеск   игры и роскошь «Маскарада» // Дальний Восток. №3 (май-июнь) 2009 г. ).

Классические постановки «Маскарада» нечасто ставятся и в качестве просветительских спектаклей, которые рассчитаны, прежде всего, на школьников. Сюда можно отнести спектакли театра им. Горького Ростов-на Дону  (Н. Ширяев).

Музыкальный вариант «Маскарада» (музыкальная партитура А. Глазунова) шел на сцене Александринского театра (2003 г., И. Селин) и два концерта-спектакля, поставленные И. Селиным с интернациональным  составом исполнителей прошли в 2007 году в Санкт-Петербургской капелле  («Режиссер решал непростую задачу: сцена Капеллы практически полностью занята хором и оркестром. По мнению Селина, он сумел использовать ситуацию: внимание зрителей приковано к актерам, которые работают на авансцене. На роли Нины и Звездича пригласили киевлян – молодых актеров Национального театра драмы Леси Украинки – Алину Туник и Романа Трифонова. В остальных ролях известные актеры Александринки. Очевидно, что постановка не удалась бы в том случае, если бы Арбенина играл другой актер. Юрий Цурило красив, аристократичен, обладает безусловной харизмой и держит весь спектакль», http://tvkultura.ru/article/show/article_id/45677).


 «Маскарад» за рубежом:

Белорусский республиканский театр юного зрителя.  г. Минск (премьера 2010).

«Маскарад Арбенина». Русская сцена. Берлин. Режиссер, автор сценографии и костюмов — Инна Соколова-Гордон, премьера 2011. Лихтенфельд Н. Премьера "Маскарада Арбенина" на "Русской сцене" в Берлине  // Литературные известия № 01 (69), 2011. (http://www.reading-hall.ru/publication.php?id=2666).

 


Назад в раздел